В наших материалах мы неоднократно пытались определить, что подразумевает под собой термин «рейдерство», так часто употребляемый сегодня средствами массовой информации, представителями органов власти, политических сил и проч., и наконец-то определиться с мерами «легального» противостояния этому явлению.
Нельзя не согласиться с тем, что рейдерство как явление, еще не так давно известное лишь в определенных кругах, неожиданно стало неотъемлемым компонентом экономической действительности, и в самые короткие сроки приобрело масштабы общегосударственной проблемы.
Как результат, сегодня буквально на каждом корпоративном конфликте, если только он придается огласке, спешат поставить клеймо «рейдерства», не стараясь проникнуть в действительный смысл этого понятия.
А ведь еще недавно споров, связанных с принудительным исключением лица из состава участников общества с ограниченной ответственностью или признанием недействительными учредительных документов общества, было хоть пруд пруди. Бывало и так, что споры эти рассматривались без привлечения заинтересованных лиц, но о рейдерстве в таких случаях никто не говорил.
Например, 01.12.2003г. Хозяйственный суд г. Киева в деле по иску одного из участников общества с ограниченной ответственностью постановил решение, которым признал недействительными новые редакции устава и учредительного договора этого общества с момента их подписания. Следствием такого судебного решения стало исключение из состава участников общества ООО «Е», что непосредственно затрагивало корпоративные права последнего. Постановлением Высшего хозяйственного суда Украины от 11.02.2007г. №17/616 указанное решение было отменено, основанием чему послужил тот факт, что ООО «Е» вообще не было привлечено судом к участию в деле в качестве ответчика (1).
Подобная ситуация равным образом могла свидетельствовать как о судебной ошибке, так и о попытке неправомерного устранения ООО «Е» от участия в предприятии.
Подобных примеров можно привести немало, и именно поэтому следует констатировать, что корпоративные конфликты как возникали, так и будут возникать, но вовсе не всегда они свидетельствуют о попытке рейдерского захвата.
Путеводителем в процессе многочисленных разбирательств о правомерности владения предприятием может явиться только закон и четкое следование таковому. Неоспоримо одно: само предприятие, как хозяйствующий субъект, осуществляющий определенную деятельность, являющийся работодателем, имеющий ряд обязательств имущественного характера перед сотрудниками, государством, другими субъектами и проч. должно ощутить на себе как можно менее негативных последствий от таких споров.
В одной из публикаций о рейдерских войнах журналист П. Волков приводит в качестве примера ситуацию, сложившуюся в ОАО «Киевгорнефтепродукт», где противостояние собственников длится около двух лет (2005-2007гг). «Затянувшееся противостояние высосало все соки из одного из самых инвестиционно привлекательных объектов Киевской области», - пишет П. Волков. – «…акционеры пытаются отстоять свои имущественные права … или хотя бы ввести на ОАО новый менеджмент, чтобы нормализовать работу предприятия, вывести его из убыточного состояния» (2).
И подобная ситуация складывается чуть ли не на каждом предприятии, подвергшемся рейдерскому захвату. Что же может предпринять государство, чтобы предотвратить ее?
Во-первых, приостановление любыми средствами хозяйственной деятельности предприятия-цели является основным приемом рейдеров практически в любой схеме захвата. Сведение к минимуму такой возможности, несомненно, лишит захватчиков самого эффективного их оружия.
Итак, по нашему мнению, первой ступенью должно стать создание реестра предприятий – участников корпоративных конфликтов. Такой реестр может стать аналогом других баз данных (например, базы банкротств), но гораздо более эффективным будет совмещение этого реестра с единым государственным реестром юридических лиц и физических лиц-предпринимателей.
На сегодня, в соответствии со ст. 17 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» № 755-IV от 15.05.2003г. в ЕГР содержатся следующие данные о юридическом лице:- полное наименование юридического лица и сокращено в случае его наличия; - идентификационный код юридического лица; - организационно-правовая форма; центральный или местный орган исполнительной власти, к сфере управления которого принадлежит государственное предприятие или частица государства в уставном фонде юридического лица, если эта частица составляет не меньше 25 процентов; - местонахождение юридического лица; - перечень основателей (участников) юридического лица, в том числе имя, место проживания, идентификационный номер физического лица - налогоплательщика, если основатель - физическое лицо; наименование, местонахождение и идентификационный код, если основатель - юридическое лицо; - виды деятельности; - фамилия, имя, отчество и идентификационные номера физических лиц - налогоплательщиков, которые избираются (назначаются) в орган управления юридического лица, уполномоченных представлять юридическое лицо в правоотношениях с третьими лицами, или лиц, которые имеют право совершать действия от имени юридического лица без доверенности, в том числе подписывать договоры; - данные о наличии ограничений относительно представительства от имени юридического лица; - данные о размере уставного фонда (уставного или составленного капитала), в том числе частицы каждого из основателей (участников), а также размер оплаченного уставного фонда (уставного или составленного капитала) на дату проведения государственной регистрации и дата окончания его формирования; - дата и номер записи о проведении государственной регистрации юридического лица, даты и номера записей о внесении изменений к нему; - основания для отказа в проведении государственной регистрации; - серия и номер свидетельства о государственной регистрации, дата выдачи или замены свидетельства о государственной регистрации; - данные об учредительных документах, даты и номера записей о внесении изменений к ним; - основания для отказа в проведении государственной регистрации изменений к учредительным документам; - дата и номер записи об отмене государственной регистрации изменений к учредительным документам юридического лица; - данные о дате постановки на учет и дату снятия из учета в органах статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования; - данные об отделенных подразделах юридического лица; - данные о пребывании юридического лица в процессе прекращения, в частности дата регистрации решения основателей (участников) или уполномоченных ими органов о прекращении юридического лица, ведомости о комиссии из прекращения (ликвидатора, ликвидационную комиссию и тому подобное); - дата утверждения передаточного акта или распределительного баланса; - данные о юридических лицах, правопреемником которых является зарегистрированное юридическое лицо; - данные о юридических лицах - правопреемниках; - дата принятия, дата набора законной силы и номер судебного решения относительно прекращения юридического лица, что не связано с банкротством, относительно нарушения (прекращение) осуществления в деле о банкротстве, относительно признания ее банкротом, относительно отмены государственной регистрации прекращения; - дата и номер записи о государственной регистрации прекращения юридического лица, основание для его внесения; - дата и номер записи об отмене государственной регистрации прекращения юридического лица, основание для его внесения; - место проведения государственной регистрации, а также место проведения других регистрационных действий, предусмотренных этим Законом; - местонахождение регистрационного дела; - данные о выдаче выписок, выдержек, справок из Единого государственного реестра; - фамилия, имя и отчество должностного лица, что внесло в Единый государственный реестр запись о государственной регистрации юридического лица, внесла изменения к этой записи или внесла запись о государственной регистрации прекращения юридического лица; -дата передачи регистрационного дела в государственное архивное учреждение, адрес ее нахождения; - финансовая отчетность о хозяйственной деятельности юридического лица (кроме бюджетных учреждений) в составе баланса и отчета о годовых финансовых результатах; - данные, которые получены в порядке взаимообмена информацией из ведомственных реестров органов статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования: даты и номера записей о взятии на учет в органах статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования, даты и номера записей о снятии из учета в органах статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования, данные о видах деятельности, в том числе об основном виду деятельности; - другая дополнительная информация об осуществлении связи с юридическим лицом.
Указанные сведения вносятся в ЕГР государственным регистратором - лицом, наделенным определенным статусом и несущим ответственность за свои действия, - на основании документов, предусмотренных законом.
Именно потому, что ЕГР является самой полной базой данных о юридических лицах, статус государственного регистратора и основания его ответственности уже определены законом, как и основания для внесения и получения данных реестра, целесообразно именно в ЕГР вносить информацию о наличии корпоративного конфликта.
Основанием для внесения соответствующей записи в реестр может послужить сообщение местного общего, хозяйственного, административного (или другого специализированного) суда; в таком случае дополнениям подвергнутся некоторые статьи Хозяйственного процессуального, Гражданско-процессуального кодексов и Кодекса административного судопроизводства – в части установления, например, трехдневного (или другого) срока для отправки сообщения о наличии корпоративного спора государственному регистратору.
Подобный порядок будет способствовать и прекращению практики «недобросовестных» действий самих регистраторов, о которых неоднократно упоминалось, т. к. получив сообщение суда, регистратор однозначно будет уведомлен о наличии корпоративного конфликта и сомнительности принятых распорядительных решений органов управления предприятием.
Внесение в ЕГР данных о наличии корпоративного спора должно повлечь за собой определенные последствия.
Продолжение следует1. «Практика розгляду господарських спорів судами України». - Довідник на 2005 рік. «Юридическая практика», 2005г.
2. Киевгорнефтепродукт: этапы рейдерской войны. - Новости Украины: From-ua.com. – http://www.from-ua.com/eco/6be487fe452e9.htmlАнтирейд - рейд и антирейд
http://antiraid.com.ua/articles/p200710071.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий